В начале жизни школу помню я…

Я помню, как совсем маленькими меня и моего брата Александра мама брала в школу, мы сидели на её уроках, она работала с учащимися, а для нас на доске рисовала какую-нибудь забавную картинку.  В 1967 году я пошла в 1-й класс, и нашим классным руководителем стала Александра Петровна Бочкарёва.  Влияние первого учителя нельзя переоценить.  Молодая, энергичная, заводная, но очень строгая, она не просто быстро справилась с почти 40 учениками, она стала для нас главным авторитетом. Мы одновременно любили её и боялись,  готовы были часами просиживать в школе, воплощая в жизнь её творческие задумки: надо танцевать – станцуем, маршировать, готовясь к смотру строя и песни, – будем топать целыми днями, собирать металлолом – стащим всё, что плохо лежит… «Культ Александры Петровны» (Шурочки, как мы её любовно называли) – так можно охарактеризовать то время в нашей жизни. Она знала о нас и наших семьях всё, старалась научить нас не только азам наук, но и вложить в каждого частичку своей души, она буквально жила нашими проблемами,  до 7-го класса являясь нашим классным руководителем. Потом она перешла на другую работу, у нас появлялись другие «классные мамы», но так близко к себе мы уже никого не подпускали.

Школа наша была маленькой, двухэтажной, с печным отоплением и удобствами во дворе, но зато в ней работал мощный коллектив учителей – единомышленников, не помышлявших ни о наградах, ни о больших зарплатах. Главной их целью были мы – ученики, наше воспитание и наша учёба. Традиций в школе было много… Одним из важных ежегодных мероприятий был смотр художественной самодеятельности. Что только ни придумывали наши учителя: и хоровое пение, и вокальные группы, и зажигательные танцы, и сценки! А ведь все мероприятия были тематическими, да и Интернета не было, всё придумывали сами учителя. Они были творческими, «многострунными» - наши учителя!  Именно тогда я научилась читать стихи, петь, вести любые мероприятия, придумывать сценарии, стала диктором школьных радиолинеек.  После такой подготовки я и в университете сразу «полезла на сцену» (как сказала мама), а мастерство моих педагогов, научивших меня читать стихи, было оценено даже артистами Русского драмтеатра, которые занимались со студентами физмата подготовкой к традиционным Студвёснам. Не могу не назвать фамилии моих дорогих педагогов: это К.П. Краснёнкова, П.С. Коростелёва, З.В. Шурыгина, К.А. Кирель, Г.И. Осипов, В.А. Шкунов, Г.В. Карасёв, А.В. Глебова, Л.И. Лермонтова, Н.Ф.  Тюрина и многие другие. Огромное им всем спасибо!

Отдельно хочу сказать о роли школы в жизни нашей семьи. В 1954 году моя мама по распределению приехала в Шумерлю, окончив Ленинградский  педагогический институт имени Герцена, и начала работать в третьей школе сначала учителем физики, а с 1973 по 1988 годы  директором этой школы. Физика – экспериментальная наука, а значит, в кабинете физики все приборы должны функционировать, да и ежегодные выставки технического творчества требовали всё новых и новых изобретений.  И, конечно, всегда  маме помогал мой отец – Николай Васильевич Хромин, по первому зову чинивший электропроводку и оборудование, помогавший в создании различных технических приспособлений. Его смело можно назвать «кулибиным» своего времени, потому что, будучи самоучкой, он  создал массу приборов, вплоть до самодельных автомобилей, на которых разъезжала наша семья. Я знаю, что именно благодаря его помощи наша школа каждый год становилась  победителем традиционных конкурсов – выставок технического творчества.

Приведу лишь один пример. В 1974 году мама стала осваивать новый вид  деятельности - тесты с выбором ответа (задолго до введения ЕГЭ).  Чтобы облегчить маме проверку ответов учеников, папа с моим братом Александром сконструировали и сделали новый прибор – экзаменатор, позволявший скомбинировать 625 вариантов работ. Мы – ученики, получив задание, вводили номер билета, отвечали на 5 вопросов, прибор оценивал их по принципу верно-неверно и выставлял оценку по пятибалльной шкале. Разве это не аналог компьютерной модели тестирования? И это, напомню, в 1974-1975 годах, когда о компьютерах мы только слышали! Прибор потом демонстрировался на ВДНХ Чувашии.  Что не сделаешь ради любимой жены? Да и брат Саша благодаря родителям и школе приобрёл навыки конструирования и сейчас  успешно применяет их в жизни.

Моя мама и школа. Эти понятия долгое время были неразделимы. И если есть идеальный учитель, то им для меня является мама. Мудрая, всегда сдержанная, спокойная, знающая свой предмет, понимающая проблемы любого ребёнка, умеющая руководить коллективом и учеников, и педагогов, умеющая мыслить перспективно, способная упорно добиваться поставленной цели, да просто самая лучшая! Её уроки всегда были интересными, а оценки заслуженными. Оценивая мои знания физики, она всегда советовалась с классом, чтобы ни у кого не возникло мнения о том, что оценка завышается. Да, мне было сложно соответствовать требованиям мамы, нужно было всегда помнить - чья ты дочь, но когда встал вопрос выбора жизненного пути, я нисколько не задумывалась – только педагогическая стезя. Ведь передо мной был столь яркий пример самоотверженного служения одной единственной цели – воспитания и обучения детей!

Конечно, многое в человеке заложено генетически. Но школа либо даёт возможность развиться способностям маленького человечка, либо…

Мне посчастливилось родиться в замечательной семье, я училась в прекрасной школе у чудесных педагогов, я выбрала самую лучшую профессию,  я работаю в творческом коллективе – техническом лицее № 18 города Новочебоксарска, у меня много благодарных учеников, не перестающих радовать меня своими успехами, и мои собственные дети, которые понимают меня и мой труд.

Наиболее точно оценить роль шумерлинской третьей школы в моей жизни, как мне думается, могут эти стихотворные строки:

Учитель! Даже через много лет

Зажженный Вами не погаснет свет,

И сердце, знаю, будет молодым,

Пока огонь священный в дружбе с ним.

Моя душа от всяческих невзгод

Врачующее пламя сбережет.

Оно еще поможет мне в пути

Хитрейшие загадки превзойти,

Оно еще поможет и не раз,

Учитель мой, в делах продолжить Вас –

Ведь ноши нет приятней у меня,

Чем это пламя, этот жар огня…

Учитель! Даже через много лет                                                                                             

Зажженный Вами не погаснет свет!

Л. Турковская (в девичестве Хромина), заслуженный учитель Чувашской Республики и Российской Федерации.

 
По теме
25 января ежегодно отмечается День российского студенчества. Накануне праздника делимся данными Минобрнауки России и Минпросвещения России.
«Желтый» уровень опасности - Красночетайский район В соответствии с информацией Чувашского ЦГМС: «Ночью 28 марта 2024 года в Чебоксарах и по Чувашской Республике ожидается «ЖЕЛТЫЙ» УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ (северный ветер порывами 15‒18 м/с)».
Красночетайский район
27 марта в рамках кураторских выездов Цивильскую больницу посетила главный внештатный специалист психиатр, внештатный специалист эксперт-психотерапевт, главный врач Республиканского наркологического диспансера Елена Калинина.
Наркологический диспансер
Университет Яковлева инициировал открытие выставки «Сказания Шри-Ланки» - ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Сегодня, 27 марта, в Музее чувашской вышивки состоялась церемония торжественного открытия выставки «Сказания Шри-Ланки (Tales of Sri Lanka)» , организованной Чувашским государственным педагогическим университетом им.
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
Спектакль “Анисса” по пьесе чувашского поэта и драматурга Александра Калгана. Фото ДК “Химик” - Газета Грани Вот уже 50 лет народный чувашский театр “Ахрӑм” сохраняет национальные традиции и живительный дух самобытной чувашской культуры.
Газета Грани