Тяжелые рельсы дороги

В последней трети 19 века царскими властями была построена железная дорога от Москвы до Казани через Пензу и другие южные города с выходом на Алатырь и Шихраны (с 1922 года – Канаш). В конце того века было решено соединить Москву с Казанью более прямым и коротким путем, что являлось необходимостью в экономическом и военном отношении. Осуществлением задуманного занялись капиталисты акционерного общества Московско-Казанской железной дороги. Предстояло проложить путь Москва – Муром – Шихраны. Были произведены соответствующие изыскания, разработан план. На некоторых участках для рабочих строилось жилье барачного типа. (Так в 1912 году у нас появился поселок Мыслец).
К 1914 году железная дорога была построена до Арзамаса. Возник вопрос об отчуждении земли (купли-продажи или дарении) у ее владельцев на участке Арзамас – Шихраны (Канаш). Этот вопрос, как и ранее подобные, решался от царя Николая Второго до низших чиновников-исполнителей на местах. У кого-то земля выкупалась, кто-то ее дарил. (Старожилы нашего города говорили, что станция Княжиха, что в Пильненском районе, была названа в честь княгини, подарившей часть своей земли).
Как известно, в 1914 году началась Первая мировая война, в которую была втянута и Россия. У государства появились материальные трудности. Однако война потребовала завершения строительства короткого пути Москва – Казань, в чем особенно были заинтересованы военные. И от Арзамаса до Шихран, там, где не требовалось отчуждения земель, железная дорога строилась, во всяком случае, на территории будущей Чувашии – от Суры до Вурнар. Наша станция Шумерля с построенным типовым вокзалом второго класса, багажной кладовой, пожарным сараем, кипятильником, двумя киосками и другими объектами уже могла принимать пассажирские и товарные поезда в 1915 году. Отсутствовала водонапорная башня, которая была возведена в следующем году. Но не башня сдерживала приемку станцией поездов — к этому времени не было моста через Суру, да и железная дорога не была полностью готова.
Раньше было не принято говорить, что, кроме малочисленных местных лесорубов, землекопов и возчиков, на строительстве дороги и станции было занято несколько сот австро-венгерских военнопленных, а в 1916 году вместе с местными рабочими трассу очищали десятки мобилизованных узбеков. Военнопленные были основными строителями. Невольно возникает вопрос: а где брали кирпич для строительства вокзала и других объектов станции? По мнению краеведа Я.Н. Волкова, его, возможно, доставляли по Суре из Алатыря. Если у алатырцев не было своего кирпича, то его могли подвозить туда по ранее построенной там железной дороге. Шпалы же какое-то время поступали из Алатыря с лесопильного завода, принадлежавшего капиталисту А. Кривцову.
По сведениям, раздобытым нашим земляком, журналистом В. Халмановым, работавшим в г. Горьком, станция Шумерля могла стать узловой: через нее должна была проходить с юга на север вторая дорога Кинель – Ермолино. В сторону Порецкого прорубался лес, завозились шпалы и рельсы. Для обеспечения материалами строящейся дороги неподалеку от Больших Алгашей был построен лесопильный завод. (В те годы заводом назывался даже небольшой цех). План был сорван революционными событиями. В советские годы хотели соединить железной дорогой Шумерлю с Алатырем, но проект сочли дорогостоящим, ограничились шоссейкой.
Строительство дороги продолжилось после Октябрьской революции. Срочно заняться им заставила другая война – гражданская. Из-за недостатка рабочих на сооружение железнодорожного пути были брошены красноармейцы. В 1918 году по дороге пошли поезда, а в 1919-ом в период паводка р. Кумашка прорвала в спешке построенное на болотистой местности дорожное полотно, снесла мост и повредила откосы общей протяженностью примерно двадцать километров. На ремонт была направлена необходимая техника. Опять привезли красноармейцев. Но основной рабочей силой стали местные жители: на восстановлении полотна с начала мая 1919 года, во время весенних и летних полевых работ, ежедневно принудительно трудились от 1500 до 2500 человек. За лето дорогу привели в порядок, и в середине октября того года она была вновь пущена в эксплуатацию.
Мы привыкли считать первым городское кладбище, которое расположено по ул. Щербакова. Но до него было другое, давно сравненное с землей и мало кому известное. Небольшое кладбище находилось там, где впоследствии были построены контора райпо, столовая и ГПТУ-6. Вполне возможно, на нем похоронили военнопленных. Об этом, как говорится, история умалчивает. Доподлинно известно: несколько пленных не уехали на родину, остались здесь, женились на местных девушках и приняли российское гражданство.
М. ДЕМИДОВ.

 
По теме
Чебоксары-Лада проводит Дни грандиозных продаж - Интернет-газета Мой город Чебоксары В честь Дня Чувашской Республики, мы делаем презент всем жителям Чувашии и объявляем Дни ГРАНДИОЗНЫХ продаж LADA в дилерском центре Чебоксары-Лада, Новочебоксарск.
20.06.2018
Весной текущего года на дорогах республики массовым явлением стали ямы. В ходе весеннего обследования автодорог, обращений подрядных организаций, обслуживающих данные дороги,
20.06.2018
 
Весной текущего года на дорогах республики массовым явлением стали ямы. В ходе весеннего обследования автодорог, обращений подрядных организаций, обслуживающих данные дороги,
20.06.2018 Газета Республика
Чебоксары-Лада проводит Дни грандиозных продаж - Интернет-газета Мой город Чебоксары В честь Дня Чувашской Республики, мы делаем презент всем жителям Чувашии и объявляем Дни ГРАНДИОЗНЫХ продаж LADA в дилерском центре Чебоксары-Лада, Новочебоксарск.
20.06.2018 Интернет-газета Мой город Чебоксары
За организацию работ по нанесению дорожной разметки на республиканской сети дорог отвечает КУ «Чувашупрдор», на местной сети автомобильных дорог – органы местного самоуправления.
17.06.2018 Газета Грани
Перекрестки с круговым движением (транспортные кольца) призваны облегчить движение на пересечениях дорог.
15.06.2018 Газета Сельская Жизнь
Информация о происшествиях - МЧС Чувашской Республики Последствия пожара в селе Трехбалтаево За дежурные сутки в Чувашии зарегистрированы два пожара.
21.06.2018 МЧС Чувашской Республики
Творческое лето - Газета Чебоксарские новости У школьников — долгожданные каникулы. Немало ребят посещают Дворец творчества города Че­бок­са­ры, где предлагают активный досуг — разнообразный и с пользой.
21.06.2018 Газета Чебоксарские новости
Георгию Ефимову – 90 - Чувашский Национальный музей В Литературном музее им. К.В. Иванова состоялся юбилейный вечер памяти, посвященный 90-летию со дня рождения народного поэта Чувашской Республики Георгия Ефимова.
21.06.2018 Чувашский Национальный музей
Фото: cap.ru 24 июня Чувашия будет отмечать День Республики. По традиции в этот день и в его преддверии в республике открываются новые производства и социальные объекты, проводятся круглые столы, выставки, фестивали,
20.06.2018 Газета Республика
В городе говорят о какой-то потрясающей выставке, которая откроется в День Республики.
21.06.2018 Газета Чебоксарские новости
Лидерские качества - Газета Чебоксарские новости Наши спортсмены достойно выступили в Кирове, на первенстве России, всероссийских и межрегиональных соревнованиях по современному пятиборью среди кадетов до 15 лет.
21.06.2018 Газета Чебоксарские новости
Оригинал Традиционный Всероссийский олимпийский день в 2018 году будет посвящен летним Юношеским Олимпийским играм в Аргентине, которые пройдут в октябре в Буэнос-Айресе.
21.06.2018 Газета Сельская Жизнь
С 22 по 28 июня на территории города Чебоксары будет ограничена продажа алкогольной продукции - Администрация г. Чебоксары Оригинал Администрация города Чебоксары информирует руководителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об ограничении реализации алкогольной продукции 22, 23, 24, 25, 26,
21.06.2018 Администрация г. Чебоксары
Еще восемь дорожных объектов в Чебоксарах — на стадии завершения ремонта по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году.
21.06.2018 Газета Чебоксарские новости