Возродим традиции, сохраним наследие

Известный русский историк В.О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов, тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала».

С 14 по 23 ноября в учреждениях культуры Шумерлинского района проходил районный фестиваль фольклора «Наследие», который собрал всех ценителей чувашского и русского фольклора. По положению его участниками могли быть фольклорные детские, молодежные, взрослые коллективы, семейные ансамбли и индивидуальные исполнители без ограничения в возрасте, занимающиеся изучением, освоением и восстановлением песенных, хореографических и обрядовых традиций своей местности, сохраняющие в своем исполнении этнографическую точность и достоверность материала; мастера декоративно-прикладного творчества; руководители фольклорных ансамблей, педагоги и специалисты по работе с детьми и молодежью, этнографы, краеведы. Основная тема фестиваля — обрядовое действо, то есть традиции, фрагменты обрядов, песни, исполняемые с элементами народной хореографии и театрализации.
14 ноября праздник открыли участники художественной самодеятельности Егоркинского сельского дома культуры. На сцене сельского клуба с творческой программой выступили народный фольклорный коллектив «Шанчёк» (руководитель Л. Григорьева), детский коллектив-спутник «Тевет», учащиеся 6-го класса Егоркинской школы (руководитель Н. Албутова), прозвучали песни в исполнении Н. Егорова, Л. Григорьевой, А. Ануфриевой и О. Сердцевой.
Народный фольклорный коллектив «Шанчёк» представил театрализованный свадебный обряд. Участники коллектива выступали в национальных костюмах своего села. В их исполнении прозвучали местные старинные свадебные песни, частушки. По обряду чувашская свадьба традиционно начиналась одновременно в домах брачующихся, затем жених ехал в дом суженой, забирал ее, вез к себе, где праздник и заканчивался. Гости собирались в доме, молились за благополучие молодых, готовили угощение и ждали жениха. Начинался пир, гости веселились, плясали. Затем выводили невесту, покрытую свадебным покрывалом. Девушка начинала петь традиционную чувашскую песню-плач с причитаниями.
Обряд «Сурхури» («Рождество»), а именно, рождественские колядки, показал детский коллектив-спутник «Тевет». Девочки и мальчики, собравшись группами, как бы переходили от одного двора к другому, пели песни. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядующих угощениями и подарками.
Учащиеся Егоркинской школы показали старинные чувашские игры. Бытовавшие в народе чувашские игры возникали свободно. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Отрадно, что через народные игры происходит знакомство ребят с традициями чувашского народа. Звонкие голоса детей, песни с местным колоритом никого не оставили равнодушными.
15 ноября эстафету участия в районном фестивале фольклора приняли фольклорный коллектив «,м.т» Ходарского сельского дома культуры (руководитель Р. Андреева) с театрально-музыкальной композицией «Çёварни çуни сарлака» («Широкая масленица») и фольклорный коллектив «Янташ» (руководитель Л. Назарова) Яндашского сельского клуба с «Деревенскими посиделками».
Демонстрируя обряд масленицы, коллектив «,м.т» познакомил зрителей с народным обрядом встречи весны и проводов зимы. Со сцены звучали новые песни, приобретенные у старейших жительниц с. Ходары — хранительниц народных традиций, заклички, игры.
В старые времена был такой обычай: когда заканчивались полевые работы, собирали урожай, хлеб засыпали в закрома, люди коротали осенние и зимние вечера вместе, устраивали посиделки, проводили время за любимым рукоделием. То песню затянут, то шуткой перебросятся, то пустятся в пляс. С обрядом «Деревенские посиделки» зрителей познакомил коллектив «Янташ» Яндашского сельского клуба. Старинные костюмы, песни, пляски перенесли всех присутствовавших в те далекие времена. Надо отметить, что в обряде приняли участие самодеятельные артисты разных поколений: бабушки, дедушки и дети.
16 ноября свое мастерство показали фольклорные коллективы «Шуçăм» Нижнекумашкинского сельского клуба (руководитель Н. Ахтяров) и «Саланчăкри шăпчăксем» Саланчикского сельского клуба (руководитель В. Аршинова). Фольклорный коллектив «Шуçăм» представил театрализованный обряд «Улах» («Чувашские посиделки»). Осенью и зимою, когда ночи длинные, сельчане проводили время на посиделках, собирались обычно у кого-нибудь дома. Женщины приходили с рукоделием. Собравшиеся пели песни, шутили, плясали и играли. Участникам коллектива удалось детально передать атмосферу посиделок того времени. Выступали самодеятельные артисты в национальных чувашских костюмах своего села и на инсценированной под чувашскую избу сцене. В их исполнении прозвучали местные чувашские старинные песни и игры.


С обрядовым действием «Хĕр çураçни» («Сватовство») выступил фольклорный коллектив «Саланчăкри шăпчăксем». На сцене Саланчикского сельского клуба местные артисты художественной самодеятельности показали самобытное творчество народов, проживающих на территории Магаринского сельского поселения. Самым популярным временем для сватовства чуваши считают весну. К девушке по традиции посылались сваты, которые обязательно приносили гостинцы. Эта чувашская традиция связана с тем, что фактически пары до сватовства еще не было. Если суженую для сына выбирали родители, на первое сватовство брали жениха, чтобы он мог присмотреться к невесте и познакомиться. Если девушка не нравилась, парень мог отказаться от свадьбы. Звонкие голоса, старинные песни и обрядовые традиции покорили зрителей с первой минуты. В программе прозвучали песни и частушки в исполнении О. Ивановой, Е. Николаевой, Т. Мизуровой, В. Аршиновой и З. Соскиной.
В фойе сельских учреждений культуры были оформлены выставки мастеров декоративно-прикладного искусства, где были представлены изделия с элементами чувашской вышивки, вязание, вышивание крестом и гладью, гончарные изделия, корзины, плетенные из растительных материалов, тканые изделия и бисероплетение.
18 ноября участие в фестивале принял фольклорный коллектив «Пилеш» Бреняшского сельского клуба (руководитель Е. Мальцева) с обрядовым действием «Çăварни» («Масленица»). Участники коллектива познакомили зрителей с местными старинными песнями, позаимствованными у старшего поколения своего поселения. Действие обряда проходило на сцене, на которой были представлены предметы старинной утвари.
21 ноября в Торханском сельском доме культуры участники самодеятельного творчества показали фольклорный обряд «Ĕне ырри» (моленье о благополучии отелившейся коровы). Ежегодно корова приносила одного, редко — двух телят. Сразу после отела корова давала очень полезное для теленка, но не вкусное для людей густое желтоватое молозиво. Часть молозива отливали в отдельную посуду и через несколько дней, когда молоко белело и становилось вкусным, проводили обряд «,не ырри». В каждой деревне его проводили по-своему. Приглашали родственников, соседей, сажали за стол детей. Молились божествам, духам, поминали предков. Чтобы удойность была высокой, обрызгивали друг друга водой или молоком. Этот обряд сохранился до наших дней. Его достоверно показали самодеятельные артисты Торханского учреждения культуры. Действие проходило на импровизированной под чувашскую избу сцене. Чувашские старинные песни, молитвы, заговоры перенесли зрителей в те старые добрые времена, когда совершался этот уникальный обряд.
22 ноября праздник фольклора состоялся в Большеалгашинском сельском клубе. Открыл праздник вокальный ансамбль русской песни «Сударушка». Зрителям была представлена русская фольклорная песня «Молодая, молода» и русская народная песня в современной обработке «Цветет черемуха» в исполнении Т. Стрельцовой. Эстафету продолжила детская народная театральная студия «Светлячок» с музыкальной картинкой «Посиделки». Звонкие песни, побасенки, заклички, частушки, задорные танцы никого не оставили равнодушными.
Замечателен один из обычаев на Руси — рубить капусту общими силами. «Вечёру» — старинный обряд рубки и засолки капусты — показали участники художественной самодеятельности Кабановского сельского клуба. В этот день родители и дети принесли кочаны капусты, морковь, соль. Для рубки капусты была заранее заготовлена старинная утварь — деревянное корыто. Хозяйкой был приготовлен праздничный ужин: пироги с капустой, отварной картофель, грибы и др. В течение обряда рубщики капусты пели старинные песни, рассказывали интересные истории. По окончании рубки готовую капусту подали на праздничный стол.
23 ноября на сцене Туванского дома культуры участники фольклорного коллектива «Тăванлăх» (руководитель М.Тихонов) показали чувашский обряд новоселья. Строительство нового дома и вселение в него всегда было большой радостью. Как и любое важное событие в жизни человека, новоселье имеет свои древние традиции, возникшие еще во времена язычества. Первой в новый дом запускали кошку, считалось, что она связана с нечистой силой, поэтому ей ничего не было страшно. Самодеятельные артисты показали зрителям древние традиции новоселья: в центре стола должен стоять каравай, который разламывался, посыпался солью и раздавался всем гостям, находившимся в новом доме.
Обряд «Кěр сăри» («Праздник осеннего пива») показали участники вокального коллектива «Мерчен» (руководитель З. Николаева) Юманайского сельского дома культуры. Этот обряд проводится после завершения всех уборочных работ и является своеобразным гимном великому крестьянскому труду. «К.р сёри» — праздник освещения нового урожая, сопровождающийся обрядами, песнями, плясками, угощением всех сородичей свежесваренным пивом и различными блюдами, приготовленными из даров нового урожая. Старейшая участница обряда обращалась ко Всевышнему со словами благодарности за нынешний урожай и просила благословения на будущий. Хозяюшки-участницы обрядового действа накрыли богатый стол, наварили пива и угощали гостей. Коллективу удалось достоверно передать детали этого обряда.
Учащиеся Юманайской школы показали обряд «Колыбельные перед сном» (руководитель Г. Малышкина). Юные артисты пели старинные чувашские колыбельные песни, играли в игры.
Благодарим специалистов культуры района за большую работу по возрождению народных праздников и обрядов.

Л. Саерова,  директор ИРЦКА Шумерлинского района.

 
По теме
В детских садах города Чебоксары стартовала акция «Цветок ветерану». По поручению Главы города Дениса Спирина особое внимание в Чебоксарах уделяется патриотическому воспитанию детей и молодежи.
«Желтый» уровень опасности - Красночетайский район В соответствии с информацией Чувашского ЦГМС: «Ночью 28 марта 2024 года в Чебоксарах и по Чувашской Республике ожидается «ЖЕЛТЫЙ» УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ (северный ветер порывами 15‒18 м/с)».
Красночетайский район
27 марта в рамках кураторских выездов Цивильскую больницу посетила главный внештатный специалист психиатр, внештатный специалист эксперт-психотерапевт, главный врач Республиканского наркологического диспансера Елена Калинина.
Наркологический диспансер
Университет Яковлева инициировал открытие выставки «Сказания Шри-Ланки» - ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Сегодня, 27 марта, в Музее чувашской вышивки состоялась церемония торжественного открытия выставки «Сказания Шри-Ланки (Tales of Sri Lanka)» , организованной Чувашским государственным педагогическим университетом им.
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
Спектакль “Анисса” по пьесе чувашского поэта и драматурга Александра Калгана. Фото ДК “Химик” - Газета Грани Вот уже 50 лет народный чувашский театр “Ахрӑм” сохраняет национальные традиции и живительный дух самобытной чувашской культуры.
Газета Грани